Преимущество мотоциклов полицейские службы заметили еще в 1904 году, когда "мотоциклеты" начали появляться в массовой продаже. Сотни служб контроля за движением транспорта при городских муниципалитетах и властях графств использовали мотоциклы "Индиан", "Харлей-Дэвидсон", "Тор", "Гэндерсон", "Эйс" и других марок.
На этой фотографии — великолепный полицейский мотоцикл "Харлей-Дэвидсон", модель "Панхед" выпуска 1952 года. Свое название эта модель мотоцикла получила из-за формы головки цилиндров, напоминавшей шляпку болта или заклепки.
Второе "имя" этой модели — "Хайдра Глайд"; оно объяснялось тем, что на мотоцикле была установлена гидравлическаяподвеска передней вилки, которая впервые появилась на машинах "Харлей-Дэвидсон" в 1949 году. После укомплектования в 1958 году задней подвеской модель "Хайдра Глайд" стала называться "Дуо Глайд" (Duo - "двойной". — Прим, перев.).
В 1965 г. — последнем году выпуска мотоциклов серии "Панхед" — модель "Дуо Глайд" дополнили электрическим стартером и обновленный мотоцикл получил название "Электра Глайд". "Панхеды", появившиеся на смену "Наклхедам", стали первыми мотоциклами "Харлей-Дэвидсон", на которых был установлен двигатель с верхнеклапанным механизмом газораспределения, алюминиевыми головками цилиндров и гидравлическим приводом толкателей клапанов. Гидравлические приводы позволяли поддерживать нулевой зазор между тарелкой и седлом клапана и после начальной заводской регулировки не требовали ухода. В первые годы своего применения гидравлический привод монтировался в верхней части толкателей клапанов.
В 1953 году из-за проблем с подачей и давлением масла гидравлические приводы на моделях рабочим объемом 74 куб. дюйма (1200 см3) располагались у кулачков подъема клапана. Модели мотоциклов с двигателем рабочим объемом 61 куб. дюйм (1000 см3) оснашались лишь гидроприводом, расположенным в верхней части толкателей клапанов. Очевидно, завод-изготовитель не считал необходимым модифицировать эту модель, потому что уже в 1954 году планировалось прекратить ее выпуск. Поэтому гидравлический привод не изменялся в конструкции до 1984 года — последнего года выпуска "Шоуэлхеда" (Shovelhead). В модели под названием "Эво-люшн" (Evolution) гидравлический привод все еще располагается на кулачках, толкающих клапан.
В мотоциклах с двигателями
рабочим объемом 74 куб. дюйма (1200 см3) подача масла к поршням осуществлялась через отверстия в
головке цилиндра. В результате этого к моменту соприкосновения с поршнем масло разогревалось до
значительных температур, а по степени вязкости напоминало воду, что не улучшало отвод тепла в поршневой
группе, смазку самих поршней и гильз цилиндров. В 1963 году завод-изготовитель пересмотрел эту конструкцию,
и теперь масло подавалось по отдельному патрубку, а уже упоминавшиеся отверстия в верхней части камеры
сгорания использовались для отвода излишков масла от поршней. "Панхед" на фотографии оснащен всем необходимым
полицейским оборудованием, которое устанавливалось на мотоциклах в те годы. Этот мотоцикл тщательно
отреставрирован и позволяет в мельчайших деталях рассмотреть, каким образом выглядел "железный конь"
шерифа графства, сходя с заводского конвейера. В конце 50-х годов американские мотоциклы все еще были
"королями трасс" и полицейские управления закупали "Харлеи". Мотоциклы марки "Индиан" уже сходили с арены,
хотя полицейский департамент Нью-Йорка использовал
их
еще некоторое время, в основном по причине закупки значительного количества этих мотоциклов и запасных
частей к ним. К 1959 году департамент полиции Нью-Йорка постепенно начал переключаться на "Харлей-Дэвидсон"
— по мере того как износ мотоциклов "Индиан" становился все более значительным, а запасы комплектующих к
ним истощались.
Мотоцикл "Харлей-Дэвидсон", призванный на благородную службу по поддержанию законности и правопорядка, имел много отличий от обычных двухколесных машин "гражданского" назначения. Так, на нем устанавливался более мощный генератор, обеспечивавший электроэнергией дополнительные источники потребления — такие, как радиостанция, отличительные огни и "мигалка". Генератор имел воздушное охлаждение за счет внутреннего вентилятора, приводимого в действие ротором генератора. Поступление воздуха к вентилятору осуществлялось с помощью большого воздухозаборника. Высоковольтные провода к свечам зажигания имели специальную антистатическую оплетку, которая предохраняла радиостанцию от помех во время сеансов связи.
Особо мощная, "полицейская" аккумуляторная батарея была настолько
больших размеров, что бак для масла пришлось
установить снаружи рамы. Именно по этой причине на мотоцикле так и не был установлен первоначально задуманный
бак подковообразной формы. В верхней части заднего грязевого щитка крепилась аптечка первой помощи. Слева от
щитка располагалась коробка для квитанций и прочих полицейских бумаг, справа — радиостанция. Она представляла
собой простейший приемник/передатчик с отдельным микрофоном-
"лягушкой", который крепился на приборной доске.
Сирена лопастного типа приводилась в действие прижатием оси к боковой поверхности заднего колеса, для чего нужно
было пяткой нажать соответствующую педаль. При достаточно большой
скорости эта штуковина могла издавать ужасно пронзительные звуки.
В Европе было несколько "Освободителей" и других мотоциклов "Харлей-Дэвидсон" в обычном исполнении, снабженных сиренами; в Соединенных Штатах использование сирен категорически запрещалось. В остальном мотоцикл практически не отличался от обычных моделей, не исключая коробку с инструментами и "мышеловку". Последняя не была чем-то оригинальным: так называли механизм, помогавший удерживать передачу при переходе с ножного на ручное управление трансмиссией. "Мышеловка" позволяла увеличить путь движения ручного переключателя передач, создавая достаточную свободу перемещения для его рычага, благодаря чему сцепление осушествлялось так же надежно, как и при использовании ножного переключателя.
Впоследствии от этого механизма отказались, предпочтя ему рычаг выжима сцепления укороченного типа. Поскольку
укороченный рычаг требовал больших усилий, пружины сцепления стали делать более легкими. Мягкое переключение
сцепления с помощью "мышеловки" было достаточно сложным делом, а регулировка механизма вызывала определенные
трудности, поскольку
в нем использовалась мощная пружина,
которая уменьшала усилие на рукоятке
ручного управления сцеплением.
Для замены "мышеловок" был предложен набор, который состоял из рычага сцепления, длинного троса с промежуточным роликом, устанавливаемым на трубе рамы между двигателем и коробкой передач, и укороченного рычага отключения сцепления.
На фотографии показаны
замечательные эмблемы компании, которые
крепились на топливном баке и еще больше
подчеркивали изящество линий мотоцикла.
Эти эмблемы штамповались из листового
металла и ничем не напоминали дешевые
пластиковые поделки. "Харлей-Дэвидсон"
1952 года — отличный пример мошной машины,
способной выдержать самые неблагоприятные
условия.
Технические данные:
• Двигатель: двухцилиндровый V-образный (под углом 45") типа "V-Твин", с воздушным охлаждением. Мощность 50 л. с. при 4 800 об/мин, диаметр цилиндра 3 7/16 дюйма (87 мм), ход поршня 3 31/32 дюйма (101 мм), рабочий объем 74 куб. дюйма (1200 см3); • Система смазки двигателя: под давлением, с сухим картером и раздельным масляным баком; • Зажигание: батарейное, без автоматического увеличения оборотов, с ручным замедлителем; • Карбюратор: типа "Шеблер", с диаметром диффузора 1 5/16 дюйма (33 мм); • Трансмиссия: с четырехскоростной коробкой передач, ручным или ножным (по выбору) выжимом сцепления. |