Антикварные мотоциклы постепенно становятся таким же раритетом, как вазы династии Минь и шарфики Элвиса Пресли. Их стоимость оценивается астрономическими суммами, обещая увеличиваться с каждым годом. В эту же категорию редкостей попадают и мотоциклы "Харлей-Дэвидсон". Среди них вряд ли можно найти более ценный экземпляр, чем модель 1903-1904 годов. Сегодня этих мотоциклов почти не осталось. В начале века, надеясь обеспечить коммерческий успех, основатели компании "усовершенствовали" первые мотоциклы, выпушенные в 1903 году, назвав новый вариант "Моделью 1904 года" для продаж в новом году. В результате, за мотоциклом закрепилось название "Модель 1903-1904".
Чтобы проследить путь технологического усовершенствования с точки зрения исторической перспективы, нелишне вспомнить, что "Мотоциклетная Компания Харлей-Дэвидсон" была основана в 1903 г. - в том самом году, когда братья Райт, взобравшись на песчаную дюну в городке Китти-Хок в Северной Каролине, запустили в небо истории аэроплан-"этажерку" из деревянных реек и бумаги. Приблизительно в то же время Уильям, Уолтер и Артур Дэвидсоны - три брата, обладавшие знаниями в механике - объединились с гениальным инженером Уильямом Харли и выпустили на дороги истории свое собственное творение (в котором, правда, вместо двух крыльев было два колеса).
Разглядывая один из первых мотоциклов "Харлей-Дэвидсон", проще всего думать о нем как об обыкновенном велосипеде с закрепленным на раме двигателем. Сам двигатель внутреннего сгорания был типа "Де-Дион", одноцилиндровым четырехтактным "зверем", который при рабочем объеме 25 куб. дюймов (400 см3) давал ошеломляющую мощность в 3 л. с. При виде этого "монстра" все начинающие создатели мотоциклов в Америке спешили умчаться прочь. Братья Дэвидсоны и Билл Харли работали день и ночь; при этом они построили и, что не менее важно, продали в 1903 году 3 мотоцикла. В 1904 году было продано на 2 мотоцикла больше, а в 1905 - уже 8. Понастояшему производство раз вернулось в 1906 году, когда молодая компания произвела и реализовала 50 двухколесных машин.
Вместе с единственным наемным сотрудником они работали над своими детищами в небольшом сарайчике 10x15
футов (3 х 5 м),
который отец Дэвидсонов построил во дворе их дома, расположенного на пересечении 38-й улицы и бульвара
Хайленд в городе Милуоки, штат Висконсин (сегодня этот участок земли принадлежит компании по производству пива
"Миллер Бир"). Еше одним дополнительным служащим, работа которого, правда, не оплачивалась, была тетушка Дженет
Дэвидсон, вручную рисовавшая красные полосы на первых экземплярах мотоциклов. Она также создала эмблему
"Мотоциклетной Компании Харлей-Дэвидсон", которая сегодня известна всему миру и красуется на топливных баках
мотоцикла.
Одним из серьезных улучшений того времени было усовершенствование карбюратора старого типа - "консервной
жестянки", в результате чего появилось устройство с "автоматической регулировкой потока топливной смеси";
согласно рекламной брошюре тех лет, нововведение позволяло эксплуатировать двигатель в пределах скорости
от 5 до 45 миль/ч (от 8 до 72 км/ч) без проблем и дополнительных регулировок. В то время это было серьезным
преимуществом. Весьма вероятно, что Оле Эвинруд, один из соседей Дэвидсонов, дал им несколько ценных
советов относительно
улучшения карбюратора. Сам Эвинруд впоследствии обрел известность как конструктор судовых двигателей.
Естественно, что первые модели мотоциклов были полностью ручной сборки. Внешне они кажутся довольно примитивными: вместо трансмиссии в них использовался кожаный ремень, непосредственно связывавший вал двигателя и обод заднего колеса. Об электрическом стартере или кик-стартере и речи не было. Мотоцикл нужно было разгонять вручную, пока степень сжатия в цилиндре не увеличится, затем нужно было вскочить в седло и нажимать на велосипедные педали, пока двигатель не заработает. Зато, заплатив за мотоцикл, который ехал приблизительно со скоростью пешехода, вы получали дополнительное вознаграждение в виде частых физических упражнений, несомненно полезных для здоровья.
В заключение заметим, что вскоре компания "Харлей-Дэвидсон" заработала репутацию производителя надежной техники, а с годами эта репутация обрела оттенок мистичности, магии езды на мотоцикле. И вместе с мотоциклами "Харлей-Дэвидсон" эта магия растет день от дня, становясь все более впечатляющей.
Технические данные: • Двигатель: типа "Де-Аион", одноцилиндровый, четырехтактный, с воздушным охлаждением; рабочий объем прибл. 25 куб. дюймов (400 см3), мошность 3 л. с.;• Система смазки двигателя: открытая (гравитационный насос); емкость системы смазки - 2 кварты (2,3 л) • Зажигание: за счет педальной активации или с помощью заводной ручки (3 сухих батареи, катушка зажигания с одной обмоткой); • Карбюратор: с автоматической регулировкой потока; • Трансмиссия: отсутствует, прямой привод посредством кожаного ремня, управляемый рычагом, укрепленным на руле. |