История создания

1903 год стал переломным в истории создания транспортных средств. Генри Форд создал свою известную модель "А" легкового автомобиля, братья Райт успешно осуществили первый полет человека на самолете. В тот год родилась также еще одна американская компания: 21-летний Уильям С. Харли и его друг детства Артур Дэвидсон, оба занимавшиеся на досуге конструированием, начали серьезно задумываться над возможностью практического применения изобретенных ими моделей велосипедов. Харли работал чертежником, а Дэвидсон модельшиком на заводе в г. Милуоки. В числе сотрудников там был и немецкий конструктор, который хорошо разбирался в первых европейских мотоциклах. Используя его конкретные знания, учитывая прошлый опыт Харли в создании велосипедов и профессиональные навыки Дэвидсона, двое друзей все свободное время проводили за экспериментами в мастерской, находившейся в подвале дома.

Несмотря на их более чем скромные финансовые возможности и нехитрый инструмент, совместный проект продвинулся довольно далеко — насколько это было возможно без участия квалифицированного механика. По счастливой случайности, таким механиком оказался брат Артура Дэвидсона— Уолтер. Он собирался прибыть в Милуоки. Билл Харли и Артур Дэвидсон написали Уолтеру письмо, в котором предложили ему по приезде покататься на их новом мотоцикле. Правда, в письме они забыли сообщить, что, прежде чем сесть на этот мотоцикл, Уолтер должен помочь сделать его. Прибыв в мастерскую, Уолтер обнаружил, что мотоцикл представляет собой лишь груду деталей, однако впоследствии запоздалая поездка на неуклюжем первенце изменила всю его дальнейшую жизнь. Как моторист-механик, он лучше других мог в полной мере оценить допуск в узких пределах, свойственный двигателю типа "Де-Дион". Уолтер остался в Милуоки.

Вскоре к проекту создания мотоцикла присоединился Уильям Дэвидсон, который ради этого оставил свою весьма ответственную должность слесаря-инструментальщика и бригадира на железной дороге в Милуоки. Вместе со своими братьями и Биллом Харли он каждую свободную минуту отдавал воплощению в жизнь их совместной идеи. Любые проблемы с механикой, которые им встречались, преодолевались с помощью все того же немца-конструктора, а один из близких друзей позволил энтузиастам воспользоваться его мастерской, токарным и сверлильным станками. Это помогло завершить постройку первого мотоцикла "Харлей-Дэвидсон" (в книге сохранена традиция прочтения этого названия в нашей стране. — Прим. перев.). Детали к нему пришлось изготавливать из имеющихся под рукой материалов, используя немалую толику американской изобретательности. К примеру, первый карбюратор "Харлей-Дэвидсон", говорят, был сделан из жестянки изпод консервированных помидоров. Первый двигатель представлял собой штуковину с прямым приводом в виде кожаного ремня; он развивал мощность в три лошадиные силы, но на подъеме этого оказывалось явно недостаточно, так что приходилось добавлять еше силу пары человеческих ног. Тот самый знаменитый сарайчик во дворе дома Дэвидсонов, в котором Харли и Дэвидсоны в 1903 году построили свой первый мотоцикл. Более того, создатели мотоцикла обнаружили, что стандартная велосипедная рама слишком легка для передвижения с мотором. Аля достижения своей иели, заключавшейся в уходе от чисто велосипедной конструкции, Харли и Аэвидсону потребовалось еше немного времени на эксперименты и работу за чертежной доской. Зато сконструированный ими новый двигатель был оснащен маховиком в два раза большего размера, Оле Эвинруд придумал вполне удовлетворительный карбюратор, а классическую параллелограммную велосипедную раму заменила рама закрытого типа. Теперь Билл Харли и братья Аэвидсоны были готовы запустить свое детише в производство. Календарь показывал начало 1903 года.

В мастерской друзей было слишком мало места, чтобы разворачивать выпуск мотоииклов, и во дворе дома Дэвидсонов с помощью Уильяма — отца братьев Дэвидсонов, который работал столяром-краснодеревщиком, была сооружена крошечная фабрика размером 10 на 15 футов (3x5 м). Легенда родилась в тот самый момент, когда на двери мастерской появилась надпись "Мотоциклетная Компания Харли-Дэвидсон". Так как первый мотоцикл создал Билл Харли, братья Дэвидсон согласились, что его имя должно быть первым в названии. В течение 1903 года "Мотоциклетная Компания Харли-Дэвидсон" построила три одноцилиндровых четырехтактных двигателя рабочим объемом 25 куб. дюймов (400 см') и мощностью три лошадиных силы. Каждый из двигателей был заказан и оплачен заранее. Первые "Харлей-Дэвидсоны" получили прозвише "Серый Тихоня" (Silent Grey Fellow), поскольку основатели компании выбрали своим цветом именно серый и в то время придерживались мнения, что мотоциклетное дело должно быть тихим занятием. К 191 3 году их первый мотоцикл уже сменил нескольких владельцев и прошел 100 000 миль (160 000 км), оставаясь полностью работоспособным и сохранив свою оригинальную конструкцию. С первого дня существования компании главным критерием работы стала долговечность изделия.

К 1904 г. маленькая фабрика вдвое увеличилась в размерах. В этом году из ее главных ворот выкатилось восемь мотоциклов. Через год здание стало еще в два раза больше, а в 1905 г. в "Мотоциклетной Компании Харли-Дэвидсон" появился первый наемный работник. В 1906 году в Милуоки создаются первые официальные "главные офисы" компании; годовой объем производства поднялся до 50 мотоциклов, и возросший спрос удовлетворяли уже пятеро дополнительных рабочих. К этому времени Билл Харли, а также Артур, Уолтер и Уильям Дэвидсоны оставили свои постоянные места работы — теперь все свое время и энергию они вкладывали в компанию. В 1907 году компания была преобразована в корпорацию. Первым президентом корпорации стал Уолтер Дэвидсон, Уильям Харли был назначен главным инженером, Артур Дэвидсон занял должность секретаря и менеджера по общим вопросам продажи, а Уильям Дэвидсон начал выполнять обязанности менеджера по производству.

Объем одноцилиндрового двигателя был увеличен до 35 куб. дюймов (525 см3) и теперь развивал мошность в 4 лошадиные силы. Вновь возникла необходимость расширять производство. Теперь "Харлей-Дэвидсон" производила 1 50 мотоциклов в год и ввела в употребление "революционную" переднюю вилку с нижней серьгой. До 1949 года стандартным элементом во всех моделях была пружинная подвеска передней вилки. Несмотря на то, что одноцилиндровый двигатель "Харлей-Дэвидсон" модели 1908 года, который развивал предельную скорость около 45 миль/ч (72 км/ч), сохранял свою популярность среди мотоциклистов, Билл Харли, в то время изучавший конструкторское дело в Висконсинском университете, постоянно искал возможности увеличения мощности. Вместо того чтобы изменять и без того удачную конструкцию одноцилиндрового "Серого Тихони", Билл Харли решил увеличить мощность за счет использования сдвоенных цилиндров, расположенных под углом 45" — так появился "V-Twin". Этой разработке суждено было стать в дальнейшем торговой маркой "Харлей-Дэвидсон".

Хотя в то время мотоцикл служил, в основном, средством передвижения, эра мотоциклетного спорта неумолимо приближалась. Даже в самом начале появления мотоциклов владельцы двухколесных машин пытались устраивать соревнования — например, на скорость и надежность, гонки на выносливость, состязания по принципу "побеждает последний оставшийся на дистанции". Вплоть до 1908 года "Компания Харлей-Дэвидсон" игнорировала мотоциклетные состязания, хотя отдельные энтузиасты частным образом выставляли машины этой фирмы в самых различных соревнованиях. В июне 1908 г. Федераиия Американских Мотолюбителей (РАМ) объявила о проведении первой значительной в своем роде акции на территории Соединенных Штатов. Состязание окрестили "Гонками на выживание"; планировалось, что эти гонки из Нью-Йорка в Бруклин будут продолжаться два дня и закончатся 180-мильным (290 км) кольцом по Лонг-Айленду.

Другие предприятия — изготовители мотоциклов — уже хвастались на страницах деловых изданий победами своей техники, и президент компании Уолтер Дэвидсон решил, что нельзя больше игнорировать мероприятия подобного рода. Надеясь использовать эту возможность для рекламы продукции фирмы, он решил лично принять участие в соревнованиях на мотоцикле стандартной модели. 29 июня на старт "Гонки на выживание" вышло свыше 60 участников, представлявших более двадцати фирм-изготовителей. К окончанию первого дня гонки проселочные дороги более чем наполовину уменьшили количество конкурентов, но Уолтер продолжал держаться. На следующее утро он вместе с другими оставшимися участниками промчался по лонгайлендскому кольцу и успешно финишировал. После подведения итогов соревнования оказалось, что Уолтер установил потрясающий рекорд, набрав 1000 очков. Эта победа не была обойдена вниманием деловой печати, а дилеры компании сообщили о том, что в результате гонки возрос интерес покупателей к продукции фирмы, а объем продаж увеличился. Билл Харли, Артур, Уолтер и Уильям ДэвидсоныВ1912г. Билл Харли разработал для мотоцикла первую коммерчески удачную  оставили постоянную работу, вкладывая всю свою энергию в создание мотоциклов.  Новинками того же года стали центральная подвеска штока седла и комбинация из верхнего впускного/бокового выпускного клапанов цилиндра, применявшаяся до 1929 г. В 1914 году мотоцикл оснастили ножным стартером, а через год к двигателю добавили муфту сцепления и трехскоростную коробку передач со скользящими шестернями. С 1916 года "Компания Харлей-Дэвидсон" издает полностью посвященный мотоциклам журнал под названием "Энтузиаст", чтобы информировать всех владельцев "Харлеев" в мире о возможности применения мотоциклов в военном деле. В период Первой мировой войны "Индиан Моторсайкл Компанй" — главный конкурент "Харлей-Дэвидсон" — была вынуждена полностью продать свое производство на нужды армии. Таким образом, с коммерческой точки зрения, "Индиан" исчезла с рынка мотоциклов. "Харлей-Дэвидсон" также продала часть своих мощностей военному ведомству, но благодаря хорошим отношениям Уильяма Харли с Пентагоном компанию удалось сохранить в качестве коммерческого субъекта рынка. После войны "Индиан" полностью потеряла всякий контроль над рынком, зато марка "Харлей-Дэвидсон" стала самым громким названием в мотоциклетной индустрии. Цвет хаки заменили на неизменный серый — фирменный, но потребность армии в машинах с двухцилиндровыми двигателями типа "V-Твин" постепенно привела к тому, что в 1918 году компания полностью отказалась от одноцилиндровых мотоциклов. Машины с "двойняшками" выпускались в виде моделей F (с зажиганием от магнето) и J (с батарейным зажиганием). Одной из немногих радикально отличающихся новизной моделей Харли стал мотоцикл "Спортивная Модель" (Sport Model). На мотоцикле был установлен двухцилиндровый двигатель новой конструкции с продольным оппозитным однорядным расположением цилиндров и рабочим объемом 37 куб. дюймов (600 см3) мощностью от 6 до 8 л. с. Привод был цепным, закрытого типа. Кроме того, в 1919 году компания выпустила первый "Харлей-Дэвидсон", снабженный системой электропитания собственного изготовления, которой в то время могли позавидовать многие производители автомобилей. Первый мотоцикл приводился в движение мощным одноцилиндровым двигателем, рабочим объемом 21 куб. дюйм (350 см1)Доводка и улучшение мотоциклов "Харлей-Дэвидсон" продолжались в течение всех двадцатых годов. Третье десятилетие своей деятельности компания отметила созданием первого V-образного двухцилиндрового двигателя с рабочим объемом 74 куб. дюймов (1200 см3), с которого и началось легендарное шествие "Харлея". Новый двигатель ознаменовал лишь начало долгой цепочки улучшений, которые произвела компания в течение "бурных двадцатых". Обязательным элементом конструкции стали масляные насосы, в 1924 году мотоциклы "обзавелись" системой смазки двигателя с 12 патрубками, а через год — стальной рамой, изготовленной методом горячей штамповки. Бак для горючего, выполненный в форме капли, впервые был установлен в 1926 году на новом одноцилиндровом мотоцикле с рабочим объемом 21 куб. дюйм (350 см3), на основе которого была сделана модель "ВА". Через два года на переднее колесо серийно выпускаемых мотоциклов компания первой установила тормоза, хотя в первое время это нововведение любители мотоциклов встретили со скептицизмом. Двухцилиндровый двигатель "WL" с боковым расположением клапанов и рабочим объемом 45 куб. дюймов (750 см!) был создан в 1929 году и тут же стал сенсацией, обладая мощностными характеристиками "Биг Твина" и надежностью одноцилиндрового. Он развивал мощность в 16 л. с. и позволял набрать ошеломляющую по тем временам скорость в 70 миль/ч (11 3 км/ч).

Безусловно, 1929 год ознаменовал не только удачи, но и начало Великой депрессии. Экономический спад затронул и производителей мотоциклов: десятки фирм в короткое время исчезли с рынка. Очевидно, причиной этого были недостаток наличных денег у населения, увеличение выпуска автомобилей и снижение иен на них.

Мотоциклы стали применяться, в основном, как транспортное средство для досуга, а в 30-е годы найти деньги на отдых было весьма нелегко. Вместе с другими пострадала и компания "Харлей-Дэвидсон"; объемы продаж резко снизились. Тем не менее, в отличие от многих конкурентов, компания выжила. Сказалась мощная дилерская сеть, использование производимых мотоциклов в полиции и армии, разумный консерватизм в управлении производством, а также значительный объем экспорта. На протяжении тридцатых годов уровень продаж мог снижаться; но это никоим образом не отражалось на совершенствовании моделей мотоциклов. В 1930 году "Харлей-Дэвидсон" предложила два новых двигателя. Теперь к одноцилиндровому двигателю рабочим объемом 21 куб. дюйм добавилась модель "VL" рабочим объемом 74 куб. дюйма (1 200 см!) и боковым расположением клапанов, а также одноцилиндровый, рабочим объемом 30 куб. дюймов (500 см!). В 1932 году фирма выпустила трехколесный "Сервикар" (ServiCar), предназначенный для доставки небольших грузов.

Чтобы увеличить объем продаж, "Харлей-Дэвидсон" решила разнообразить варианты окраски и стилистического оформления выпускаемых мотоциклов. От армейского хаки отказались. Вместо этого появились декоративные накладки из деколя на топливный бак, окраска двух и трех тонов.

Были и другие изменения. Компания создала специальное отделение дизайнерско-стилистической экспертизы. Поскольку продажа мотоциклов с одноцилиндровыми двигателями продолжала падать, в 1934 году они были одновременно сняты с производства. Наиболее значительные достижения за этот период произошли в 1936 году. Американские мотоциклисты требовали большей мощности, и компания предложила двухцилиндровый двигатель с боковым расположением клапанов и рабочим объемом 80 куб. дюймов (1 300 см'), а вскоре после этого — двухцилиндровый двигатель верхнеклапанной конструкции.В 1909 году объем одноцилиндрового двигателя повысили до 30 куб. дюймов (500 см1); теперь он развивал мощность 4 л. с.Форма новых клапанов была непривычна, и последний "новичок" рабочим объемом 61 куб. дюйм получил прозвище "Наклхед" — "Тарахтелка". По сравнению со старой моделью, имевшей двигатель такого же объема, новый мотоцикл обладал в два раза большей мощностью, отличался двойной рамой закрытого типа, более массивными вилками и колесами; его также снабдили четырехскоростной коробкой передач и — впервые! — системой подачи масла под давлением.

Осенью 1939 года "Харлей-Дэвидсон" и "Индиан Моторсайкл Компани" получили контракты на поставку военных транспортных средств союзникам. В ответ на этот заказ фирма создала надежную и выносливую модель "DLD" с рабочим объемом двигателя 45 куб. дюймов (750 см'), которая теперь известна, как "WLA", где последняя буква обозначает "армейское исполнение". Всего было выпушено 90 000 "WLA" военного образца с рабочим объемом двигателя 45 куб. дюймов . Вторая мировая война подтолкнула компанию к созданию еще одной уникальной модели марки "ХА", особенно пригодной для использования в пустыне. АО конца войны предприятия компании выпустили лишь 1000 этих двухцилиндровых мотоциклов. Зато "WLA-45" гордо пронесли свое имя по всем военным дорогам. В Европе мотоцикл этой модели получил прозвище "Освободитель". Кроме того, "Харлей-Дэвидсон" выпустила совершенно невообразимое количество запасных частей к каждому двигателю этой серии. Запчасти к этим мотоциклам в упаковке военного времени можно найти даже сегодня.

Отгремели сражения, и первой же мечтой мирного времени у каждого мотоциклиста стал новый двигатель — взамен того, что исправно возил его по дорогам начала 40-х годов. В первых два послевоенных года нехватка материалов не позволяла создавать новые модели, но уже в 1947 году производство мотоциклов бытового назначения возобновилось в неограниченных количествах. Прежде всего, "Харлей-Дэвидсон" заменила двухцилиндровые двигатели рабочим объемом 74 куб. дюйма (1200 см!) и 80 куб. дюймов (1300 см') и боковым расположением клапанов на совершенно новый, с рабочим объемом 74 куб. дюйма, верхнеклапанной конструкции, который впервые был запушен в производство еще в 1941 г. Благодаря проводившимся во время войны доработкам компания в 1948 году предложила потребителям новый двигатель того же рабочего объема (74 куб. дюйма), оборудованный гидравлическими толкателями клапанов и алюминиевыми головками цилиндров — так увидела свет модель "Панхед" (Panhead). В 1949 году появился новый мотоцикл "Хайдра Глайд" (Hydra Glide) с мощным двухцилиндровым двигателем и новинкой в виде гидравлической подвески передней вилки. В конструкции вилки использовались спиральные пружины с масляными амортизаторами. Через два года на одноцилиндровых моделях мотоциклов начали устанавливать телескопические передние вилки "Теле Глайд".

На протяжении неспокойных сороковых в компании готовилась смена поколений. В 1937 году умер Уильям А. Дэвидсон, а 7 февраля 1942 г. на 66-ом году жизни скончался Уолтер Дэвидсон, который все это время был бессменным президентом компании. В 1943 году не стало Билла Харли, цепочка утрат тяжело ударила по основанной ими фирме, однако семейная традиция продолжалась. Последний из четырех основателей "Харлей-Дэвидсон" — Артур Дэвидсон — погиб в автомобильной катастрофе 30 декабря 1950 г. С этого времени новые поколения "Харлеев" были предоставлены сами себе.

Значительные изменения произошли в 1952-1953 гг., когда на двигателях всех выпускаемых мотоциклов начали устанавливать хромированные поршневые кольца. На смену "WL-45" в 1952 году пришел новый мотоцикл модели "К" — с рабочим объемом двигателя 45 куб. дюймов (750 см!), низкой изогнутой рамой, гидравлической амортизацией передней вилки и задней подвески. Когда в 1954 году ушел со сцены самый старый конкурент — "Индиан Моторсайкл Компани", "Харлей-Дэвидсон" осталась единственной действующей компанией на некогда перенаселенном рынке производителей мотоциклов. Весной того же года в художественном фильме "Дикарь", с Марлоном Брандо в главной роли, Америка увидела своего рода "белую ворону" среди мотоциклов. Эта машина получила название, одноименное с фильмом— "Дикарь" (The Wild One).Первый главный офис "Мотоциклетной компании Харлей-Дэвидсон" был открыт в Милуоки в 1906 г.В 1957 году любителей мотоциклов потрясла новая модель от "Харлей-Дэвидсон": это был "XL Sportster" — "настоящая американская гора мускулов с мотором" с мощным верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 55 куб. дюймов (900 см'). На следующий год на основе "Хайдра Глайд" была создана модель "Дуо Глайд" (Duo Glide).

В шестидесятые годы возросший импорт привел к тому, что "Харлей-Дэвидсон" потеряла около 90% своего рынка. Дабы удовлетворить спрос на мотоциклы легкого класса, компания с 1960 по 1978 годы была вынуждена импортировать в США двухколесные машины итальянского производства. Основными потребителями "Харлеев" оставались полиция, военные и так называемые 'изгои общества'. Правда, 'изгоев' не особенно устраивал вид, в котором мотоциклы сходили с заводского конвейера, так что многие из них начали избавлять своих железных коней от излишнего веса. Этот чисто американский подход получил название "чоппинг" ("chopping" — "разделывание, разрезание на куски". — Прим, перев.). В фильме 1969 года "Легкий наездник" были сняты два чоппера "Харлей-Дэвидсон". Благодаря популярности фильма интерес к мотоциклам вновь возрос и многие владельцы "Харлей-Дэвидсонов" принялись переиначивать свои машины. В Европе аналогичный процесс начался несколько позже, но все равно, уже в начале 1970-х годов чопперы стали все чаше появляться на дорогах. В конце "штормовых шестидесятых" компания "Харлей-Дэвидсон" вступила в новую эру: просуществовав более шестидесяти лет как частная фирма, она в 1965 году стала открытым акционерным обществом, а в 1969-м пережила слияние с "Американской Машиностроительной и Сталелитейной Компанией" (AMF), получив средства, необходимые для дальнейшего развития.

В 1972 году весь мир гоночных мотоциклов был покорен новым двигателем "XR-750", целиком изготовленным из легких алюминиевых сплавов. Помимо успехов на ниве состязаний, фирма "Харлей-Дэвидсон" значительно улучшила свои позиции на рынке тяжелых и туристических мотоциклов. В 1971 г. была выпушена новая модель "Ф-Икс Супер Глайд" (FX Super Glide), в которой объединились мощь V-образного двухцилиндрового "Биг Твин" и передняя часть от "Спортстера". Семейство мотоциклов, представленное в 1976 году, состояло из "Электры Глайд" (Electra Glide), двух моделей типа "Супер Глайд" (Super Glide), двух "Спортстеров" (Sportster), шести машин легкого класса и приуроченных к 200-летию провозглашения Декларации независимости юбилейных вариантов под общим названием "Либерти" (Liberty)  пяти существующих мотоциклов с V-образными двигателями. В 1977 году появилась модель "Ф-Икс-С Лоу Райдер" (FXS Low Rider), ставшая базовой для многих последующих.Арнольд Шварценеггер на мотоцикле "легкий наездник" (Easy Rider) — одном из чопперов "Харлей-Дэвидсон".В конце семидесятых годов остро встал вопрос о необходимости соответствия выпускаемых мотоциклов все более ужесточающимся экологическим требованиям, вводимым правительством. Это привело к изменению системы карбюратора и впрыска топлива, систем зажигания и выхлопа, но компания с честью разрешила новые проблемы. И, возможно, потому на Неделе Мотоциклетных Новинок, проводившейся в 1981 году в рамках ежегодного мотоциклетного шоу в Дейтоне, присутствовавшие говорили только о перспективах компании.

AMF многое сделала для того, чтобы модернизировать "Харлей-Дэвидсон" и помогла компании в критический период существования. Теперь для "Харлей-Дэвидсон" пришло время вновь становиться на свои ноги. Грандиозной новостью для всех стало сообщение о том, что 26 февраля 1981 года группа высших исполнительных руководителей компании подписала протокол о намерениях, в котором было засвидетельствовано решение выкупить "Мотоциклетную Компанию Харлей-Дэвидсон" у AMF. На пресс-конференции, состоявшейся через неделю в Дейтон-Бич, были высоко отмечены положительные стороны слияния: значительные финансовые инвестиции, вложенные AMF за период с 1969 по 1980 гг. в создание новых моделей мотоциклов и трициклов для гольфа, позволили компании "Харлей-Дэвидсон" увеличить свою прибыль с 49 млн. долларов почти до 300 млн. Наступил момент, когда компания могла с гордостью и надеждой взглянуть в будущее. Орел расправил крылья и готовился воспарить, оставшись наедине с бескрайним небом...

Всемирно  известная эмблема фирмы "Харлей-Дэвидсон"

на главную следуйщая

Hosted by uCoz